Специалисты Центра компетенций НТИ по большим данным МГУ приняли участие в веб-семинаре «Кадры и образование для цифровой экономики»

6 августа 2020 года ФГБУ «Связист» Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ совместно с РЭУ имени Г.В. Плеханова провели веб-семинар «Кадры и образование для цифровой экономики». В мероприятии приняли участие представители Центра компетенций НТИ по технологиям хранения и анализа больших данных на базе МГУ: научные сотрудники Алексей Андреев, Светлана Зива, Александр Райков, ведущие специалисты Сергей Афанасьев, Екатерина Вашурина, Анна Пагина, Максим Часовиков и Аврора Яровикова.

Какими навыками и компетенциями должен обладать сотрудник для того, чтобы быть эффективным в своей ежедневной деятельности? Какое будущее ждет цифровое высшее образование? Как будет строиться обучение в онлайн-режиме, и возможно ли полностью перевести данный процесс в цифровую среду? Эти и другие вопросы обсуждались на веб-семинаре, посвященном вопросам кадров и образования для цифровой экономики.

По словам Антона Привезенцева, директора ФГБУ «Связист» Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, выступившего с приветственным словом, члена Экспертного совета Государственной Думы по цифровой экономике и блокчейн-технологиям, современное развитие сегодня предполагает внедрение и использование цифровых технологий и инструментов, что приводит к существенным изменениям рынка труда. Антон Привезенцев отметил, что старые профессии безвозвратно уходят в прошлое, появляются новые, которые требуют подготовки грамотных, высокопрофессиональных специалистов. Эксперт выделил два важных аспекта в сфере подготовки кадров для нужд цифровой экономики: потребность в постоянном обновлении содержательной части преподаваемых дисциплин, связанных, прежде всего, с цифровыми компетенциями, а также задача по налаживанию выпуска специалистов по новым образовательным направлениям. Антон Привезенцев утверждает, что новая экономика требует новых компетенций, которые могут быть получены только в новой образовательной среде.

Дмитрий Волков, заместитель первого проректора, первый заместитель декана факультета бизнеса и менеджмента НИУ ВШЭ, выступил с докладом «Настоящее и будущее цифрового высшего образования». Эксперт отметил, что последние полгода внесли значительные изменения в деятельность учреждений высшего профессионального образования: пандемия коронавируса привела к резкому увеличению мотивации вузов к переходу на дистанционное образование. Как отметил Дмитрий Волков, образование является, пожалуй, одной из самых консервативных сфер экономики. Но сегодня эта сфера переживает трансформацию: «естественная монополия» образовательных учреждений на трансляцию знаний, традиционная система предметов и уроков, стремление к стандартизации контента сменяются развитием неформального образования. У современных учащихся появляется мгновенный и неограниченный доступ к информации, обостряется необходимость решения межпредметных задач в жизни и работе, актуализируется индивидуализация образовательных и карьерных траекторий. Отдельное внимание докладчик уделил персонализации обучения, как одному из вызовов, стоящих сегодня перед системой образования и решаемых при помощи различных образовательных технологий. Дмитрий Волков описал два основных пути персонализации: персонализация обучающих решений (обучение выстраивается под конкретного обучающегося) и персонализация, осуществляемая самими обучающимися, когда они самостоятельно выстраивают свое обучение. Спикер также рассказал о планах НИУ «Высшая школа экономики» в области создания системы дистанционного и смешанного обучения, компонентами которой могут стать система проверки знаний, система идентификации личности, конструктор курсов, решения по интерактивной поддержке очного обучения, а также система выстраивания индивидуальных траекторий обучения внутри образовательных программ.

Директор Центра социально-экономических инноваций экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Центра компетенций цифровой экономики Международной ассоциации корпоративного образования Лариса Лапидус представила доклад «Стратегии цифровой трансформации в образовании в ответ на растущую турбулентность цифровой среды». Ключевыми вопросами, которые эксперт рассмотрела в своем выступлении, стали влияние пандемии коронавируса на турбулентность цифровой среды для образования, стратегии цифровой трансформации в образовании, эксперт также предложила решения по наращиванию образованием «цифрового иммунитета». Лариса Лапидус отметила, что цифровая экономика является новой средой ведения хозяйственной деятельности, которая характеризуется турбулентностью. Чем выше турбулентность, тем больше денег тратят компании на цифровую трансформацию. Так, в 2018 году глобально компании израсходовали на цифровую трансформацию около $2 трлн.

Лариса Лапидус

Как выявлено Ларисой Лапидус, высшее и дополнительное профессиональное образование до пандемии COVID-19 находилось в «зоне относительного спокойствия», когда можно было держать руку на пульсе, наблюдая за происходящими в цифровой среде трансформациями без резких движений, тестируя новые технологии и выводя на рынок образовательных услуг в онлайн-среде. Признаками турбулентности цифровой среды для образования являлись недостаточная зрелость российского и мирового рынков EdTech, кадровый голод на компетенции цифровой экономики с навыками решения прикладных задач с помощью цифровых технологий, технологические тренды (хайпы вокруг новых технологий), сложность обеспечения высокого качества электронных услуг, актуальность проблемы кибербезопасности, а также низкая активность потребителей на рынке онлайн-образования. Проникновение онлайн-технологий в высшее образование, по подсчетам «Нетологии», оценивалось в 1,8 %, в дополнительном профессиональном образовании эта цифра составляла 6,7%. Рынок онлайн-образования в России не отличался достаточной зрелостью и не был привлекателен для крупных игроков, несмотря на технологические тренды развития цифровой экономики. Даже в сегменте изучения иностранного языка конверсия от модели Freemium не превышала 5%, потребитель не был готов платить за электронное взаимодействие.

Пандемия COVID-19, как отметила Лариса Лапидус, изменила стиль жизни людей, спровоцировав более быстрый переход к интернет-обществу. Вырос спрос на онлайн-образование, ставшее в то же время более доступным. Был отмечен быстрый рост мирового и российского рынков высшего и дополнительного профессионального образования онлайн.

Ученый заключила, что «после» COVID-19 образование переместилось из «зоны относительного спокойствия» в «зону высокой турбулентности», что обострило внимание к цифровой трансформации. Отмечена более высокая зрелость и более высокая технологичность компаний, активно конкурирующих на мировом рынке за счет активной грамотной маркетинговой политики и использования больших данных (Coursera, Udacity, в России – «Нетология» и пр.). На рынок отечественного образования вышли крупные игроки, для которых обучение не является титульным бизнесом (эти игроки выстраивают в России крупные экосистемы, затрагивающие в том числе рынок образования: Сбербанк, Яндекс, Mail.ru и др.). Также резко вырос спрос на новые компетенции (Data Science, Machine Learning, AI и др.). «При появлении субститутов, размывании/стирании границ между высшим и дополнительным профессиональным образованием, при одновременном снижении ценности дипломов и ростом ценности компетенций со стороны работодателей, с учетом высокой трансграничности рынков и низких трансакционных издержек при смене провайдера онлайн-образовательных услуг сегодня, конечно, есть опасность, что если российское образование не будет так же очень активно развивать собственные цифровые платформы, то, конечно, мы можем постепенно терять рынок образования, – опасается Лариса Лапидус. – Но для экспорта высшего и дополнительного образования нужно интегрироваться с мировыми высокотехнологичными платформами».

Далее эксперт рассказала о выделенных ею существующих стратегиях цифровой трансформации, которые позволяют компаниям сохранять устойчивость и/или повышать конкурентоспособность в цифровой среде. По словам Ларисы Лапидус, зачастую такие стратегии приводят компанию к долгосрочному лидерству и/или доминированию на новых рынках (такими, например, могут быть рынки цифровых продуктов, электронных услуг, технологий Индустрии 4.0). Первая группа стратегий, предложенных Ларисой Лапидус, включает в себя стратегии «IT для оптимизации и автоматизации внутренних бизнес-процессов». Сюда входят стратегия сокращения издержек, стратегии, связанные с охватом целевой аудитории через мультиканальность и синхронизацию данных, а также стратегия продуктовой диверсификации (в том числе с переходом на цифровые услуги и продукты). Вторая группа стратегий цифровой трансформации, сформированная Ларисой Лапидус, включает в себя стратегии «IT как инновация для поиска путей повышения доходности». Сюда входят стратегия экспансии на новые рынки с выходом за рамки «титульного», стратегия, при которой организация становится «ядром экосистемы», а также стратегия поиска технологии с экспортным потенциалом.

Спикер привела цитату Министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова («Университет – интеллектуальная корпорация»( и отметила: к цифровой трансформации в образовании нужно подходить крайне осторожно с учетом того, что именно является конкурентным преимуществом – люди или технологическая платформа. Эксперт спрогнозировала дальнейший рост конкуренции за кадры с компетенциями обеспечения высокого качества онлайн-образовательного продукта.

Ларисой Лапидус были также предложены следующие стратегии цифрового лидерства в образовании:

1. University sharing economy, подразумевающая построение цифровых платформ;

2. Переход к бесшовности;

3. Создание единых хранилищ данных, систем биометрической идентификации;

4. Развитие инновационных продуктов, бизнес-направлений, снижение расходов на тиражирование и масштабирование цифровых решений;

5. Формирование открытого информационного пространства;

6. Построение новых бизнес-моделей, подразумевающих конкуренцию за кадры, кастомизацию и персонализированное обучение, а также разработку новых KPI;

7. Создание университетами-лидерами экосистем в сотрудничестве с практиками, компаниями-партнерами, выпускниками, которые будут создавать образовательный контент;

8. Цифровой маркетинг: омниканальные стратегии при создании комьюнити со студентами, преподавателями, выпускниками, их коллаборация посредством цифровых платформ;

9. Развитие стратегического мышления в области цифровой трансформации, наращивание гибридных компетенций у руководителей образовательных учреждений.

В завершение своего выступления Лариса Лапидус отметила, что пандемия коронавируса и нефтяные войны обусловливают наступление кризиса, который дает шанс здравоохранению и образованию ускорить цифровую трансформацию. «Главное – видеть тренды и идти в ногу со временем, оценивая риски», – заключила Лариса Лапидус. Она также сообщила, что руководитель в цифровую эпоху должен обладать системным и стратегическим мышлением, понимая те трансформации цифровой экономики, которые сегодня определяют это ускоренное развитие и то, как меняется мир.

Даниил Сорокин, директор Департамента информационного обеспечения и цифровой трансформации ТЭК Минэнерго России представил доклад «Цифровая энергетика: кадровое обеспечение ТЭК». В своем выступлении спикер сделал акцент на проблемы не студентов вузов, получающих первое профессиональное образование, а состоявшихся профессионалов, желающих повысить квалификацию. Даниил Сорокин отметил важность и необходимость классической высшей школы, в рамках которой формируются системное мышление и ключевые навыки, особенно необходимые на старте профессиональной карьеры. Другими перечисленными экспертом компонентами системы профессионального образования являются профессиональная переподготовка и повышение квалификации. Даниил Сорокин отмечает необходимость в четвертом компоненте, которым станут так называемые гибкие образовательные программы, в рамках которых каждый человек сможет самостоятельно составить для себя учебный план, направленный на приобретение именно тех компетенций, которые необходимы ему для выполнения конкретной работы. Совокупность этих программ может существовать в виде маркетплейса курсов.

Даниил Сорокин

Докладчик понимает профессионализм как абсолютное соответствие компетенций, которые есть у работника, тем требованиям, которые предъявляются к его должности. «Фактор наличия трех высших образований еще не говорит о том, что в процессе человек эффективен. Может быть, он работает на той должности, для которой нужны совсем другие компетенции», – отметил Даниил Сорокин.

Далее спикер рассказал об обсуждаемом в рамках энергетической отрасли потенциальном проекте, который будет представлять собой цифровую платформу по управлению профессиональными кадрами. В ней должен быть личный кабинет соискателя, работодателя, а также механизм сопоставления набора компетенций, которые нужны работодателю, с профилем кандидата, уже обладающего соответствующими навыками и знаниями. Даниил Сорокин отметил, что перечень необходимых работнику компетенций будет определяться каждым работодателем в зависимости от нужд конкретного бизнеса. Эксперт предлагает в рамках пилотного проекта разработать реестр компетенций, который поможет соискателю и работодателю говорить на одном языке.

Игорь Хайров, заместитель директора Академии Информационных Систем, руководитель рабочей группы по разработке программ профессиональной переподготовки ФУМО вузов по информационной безопасности, выступил с докладом «Компетенции специалистов по информационной безопасности в цифровом мире». Спикер поделился результатами исследования, посвященного потребности в кадрах по информационной безопасности для цифровой экономики, включая исследование необходимых новых компетенций специалистов и ожиданий работодателей. Исследование в области профессиональной деятельности специалистов по информационной безопасности проводилось в рамках федерального проекта «Информационная безопасность» национальной программы «Цифровая экономика РФ» в 2019 и 2020 годах Министерством труда и социального развития РФ, ФГБУ «ВНИИ труда» Министерства труда России, Ассоциацией защиты информации и ФУМО вузов по информационной безопасности, а также экспертами Академии информационных систем.

Игорь Хайров отметил, что большую роль в профессиональной деятельности как специалистов, так и руководителей, являются профессиональные стандарты, которые используются учебными заведениями для разработки и корректировки учебных планов и программ. Он сравнил профессиональные стандарты со своеобразным «мостиком» между пожеланиями работодателей и возможностями учебных заведений, а также отметил необходимость воевременной актуализации таких документов с учетом потребностей рынка.

Далее докладчик обозначил направления развития информационно-коммуникационных технологий в цифровом мире в среднесрочной перспективе, каковыми являются квантовые технологии и квантовая криптография, системы, реализующие облачные технологии, технологии дополненной реальности, искусственного интеллекта, интернет вещей, социальные сети, а также работа с объектами критической информационной инфраструктуры.

Игорь Хайров выразил мнение, согласно которому потребность государства в специалистах в области информационной безопасности удовлетворена лишь на 50%, поэтому наиболее востребованы сегодня такие специалисты, как эксперт по кибербезопасности, эксперт по анализу данных для выявления мошенничества, аналитик по выявлению атак повышенной сложности, аналитик по защищенности систем, эксперт в сфере блокчейна, эксперт по искусственному интеллекту, инженер для IoT-устройств, инженер по робототехнике, специалист по дополненной реальности и пр.

Игорь Хайров отметил существование неразрывной связи между развитием профессиональной деятельности специалиста по информационной безопасности с разрабатываемыми информационными технологиями и перспективами развития информационно-коммуникационных технологий. Необходимыми компетенциями для руководителя в цифровую эпоху Игорь Хайров считает инновационность, лидерские качества, системность мышления, навыки решения проблем и развития команд, способность к сотрудничеству, клиентоориентированность, стремление постоянно учиться, владение языком бизнеса и др.

Далее Надежда Сурова, директор Института управления РЭУ имени Г.В. Плеханова, член Экспертного совета Государственной Думы по цифровой экономике и блокчейн-технологиям, член Совета Совета Федерации по цифровой экономике, выступила с докладом на тему «EdTech в России». Спикер отметила существенные изменения в сфере EdTech, в том числе обусловленные распространением в мире коронавирусной инфекции. Надежда Сурова рассказала о том, что образовательные системы большинства стран переживают коллапс из-за пандемии COVID-19: в начале апреля 2020 года более 180 государств закрыли учебные заведения, более 87% учащихся не могли посещать школы и вузы. В это же время EdTech-рынок столкнулся с огромным спросом: в 1 квартале 2020 года пандемия коронавируса вызвала 45%-ный прирост загрузок образовательных приложений в мире. В настоящее время, как сообщила Надежда Сурова, лидерами в сфере онлайн-обучения являются Китай, США и Индия. Спикером приводятся данные, согласно которым, по разным оценкам, объем мирового рынка EdTech по итогам 2019 года составил $205 млрд (более 3% от мирового рынка образования, величина которого приравнивается к $6,5 трлн), среднегодовой рост мирового рынка онлайн-образования составил 10,26%.

Среди вызовов для цифровой экономики в сфере EdTech Надежда Сурова перечислила нехватку цифровых образовательных технологий (единых платформенных решений, нейротехнологий, IoT, искусственного интеллекта и машинного обучения и пр.), недостаточность совместных программ и смешанной модели в школьном и вузовском образовании, а также недостаточную сформированность цифровых компетенций у участников образовательного процесса.

Затем Надежда Сурова рассказала о деятельности Университета НТИ 20.35, сочетающего в себе исследовательскую организацию, образовательную организацию нового сетевого типа и ИТ-компанию. Эксперт сообщила, что Университет 20.35 предоставляет возможность целенаправленного обучения компетенциям, востребованным в рамках Национальной технологической инициативы, а также формирования собственной траектории развития. Университет НТИ 20.35 дает возможность выпускникам пройти стажировку в таких компаниях, как IBM, Яндекс, М-Видео и др., а впоследствии устроиться на постоянную работу в эти организации. По мнению Надежды Суровой, ключевыми компетенциями для руководителя в цифровую эпоху являются системное мышление (осознание своих компетенций), дизайн-мышление (умение мыслить по-новому в разных параллелях), а также ответственность. В ответ на вопрос модератора о том, как научить людей преодолевать страх перед цифровыми сервисами, Надежда ответила, что преимущество новых технологий заключается в том, что перед ними никакого страха не возникает: они достаточно просты и понятны интуитивно, поэтому людям всего лишь надо дать возможность об этом узнать.

За серией докладов последовала дискуссия, в ходе которой эксперты ответили на вопросы участников онлайн-трансляции.


07.08.2020