Егор Шитов выступил модератором сессии Традиционного форума БРИКС по вопросам урбанизации

10 сентября 2020 года в онлайн-режиме состоялась сессия на тему «Транспортная инфраструктура как составляющая городского развития» в рамках второго дня Традиционного форума БРИКС по вопросам урбанизации. Модератором мероприятия выступил руководитель направления технологического консалтинга Центра компетенций НТИ по большим данным на базе МГУ Егор Шитов.

Он обратился со вступительным словом к участникам сессии: «В рамках этого форума моими коллегами уже были подняты и раскрыты вопросы, касающиеся различных аспектов городского развития, повышения комфорта и качества жизни людей, особенно в условиях усиления влияния такого глобального тренда, как урбанизация». 

Реализация данного тренда, по словам Егора Шитова, сопровождается активным развитием мегаполисов, городских агломераций. В частности, ожидается, что к 2050 году численность городского населения может превысить отметку в пять миллиардов людей, а количество мегаполисов – достигнуть 100 единиц.

«При этом реализация данных трендов в любом случае будет сопровождаться различными интеграционными процессами – процессами, которые напрямую связаны с реконструкцией и модернизацией как уже существующей городской инфраструктуры, так и строительством новой, в том числе транспортной. В свою очередь, транспортная инфраструктура, на мой взгляд, является одним из ключевых и приоритетных направлений, формирующих итоговое представление в целом об уровне городского развития. Данный факт является актуальным и в нынешних условиях, характеризующихся динамичными аспектами развития умных городов. Так, по различным оценкам, в общем объеме инвестиций в развитие умных городов интеллектуальные транспортные системы уже сегодня составляют более 8,5%. Все эти данные позволяют нам сделать вывод о том, что транспортная инфраструктура действительно является одним из наиболее актуальных и неотъемлемых аспектов городского развития», – обратил внимание Егор Шитов.

Далее с докладом выступил заместитель руководителя ГКУ ЦОДД Правительства Москвы Артур Шахбазян. Он рассказал о подходах, применяемых в рамках формирования условий новой мобильности в российской столице, и поделился опытом преодоления вызовов в данной сфере.

Сессия «Транспортная инфраструктура как составляющая городского развития» в рамках Традиционного форума БРИКС по вопросам урбанизации. Фотохост-агентство brics-russia2020.ru

По словам спикера, «с 2010 года в реализацию Правительством Москвы принята новая транспортная стратегия [до 2020 года], основной упор в которой был сделан на развитие общественного транспорта, повышение его доступности и, как следствие, снижение доли пользования личным транспортом». «Стратегией был определен комплекс мер, которые были направлены на развитие новых видов передвижения и в целом на развитие города вокруг человека, то есть создание такой городской среды, которая была бы удобна в первую очередь для людей, для жителей города и для его гостей», – подчеркнул Артур Шахбазян.

Ключевые меры данной транспортной стратегии соответствовали четырем базовым направлениям, среди которых – обновление подвижного состава общественного транспорта и инфраструктуры, повышение клиентского опыта (снятие как физических, так и операционных барьеров), создание альтернативных видов транспорта, а также разработка и развитие интеллектуальной транспортной системы.

Спикер отметил высокую значимость сбора и анализа данных при транспортном планировании: «Одним из важных факторов создания успешной транспортной системы было использование транспортных данных при планировании и принятии всех решений (как краткосрочных, так и долгосрочных). Как данные собирались, какие системы сбора данных формировались? Собирались <...> объемы трафика (трафика пешеходного, трафика моторизованного, пассажиропотоки); все данные, касающиеся безопасности дорожного движения, то есть все дорожные происшествия, которые происходят на улицах дорожной сети; [осуществлялся] сбор данных непосредственно на местах в рамках проектирования каких-то городских пространств, каких-то городских инфраструктурных проектов; объемы пассажиропотока и матрицы корреспонденции. Успешно сейчас внедряется система видеоаналитики, которая позволяет с помощью компьютеров подсчитывать пешеходные потоки, направления этих пешеходных потоков и какие-то ключевые линии перемещения. Также используются данные семантические, то есть это данные, которые не структурированы (из социальных сетей и данные из обращений граждан)».

Благодаря транспортному планированию на основе данных «средняя скорость на улицах и на обновленной инфраструктуре выросла на 10% <...>; в два раза больше сейчас пешеходов на улицах и людей, которые выбирают активный способ перемещения; на 39% стало меньше дорожно-транспортных происшествий». 

По словам Артура Шахбазяна, в ближайшие планы Москвы входит реализация новой транспортной стратегии, которая сейчас находится на финальной стадии разработки и проходит общественное обсуждение. Новая стратегия предполагает пять ключевых зон фокуса: продолжение развития доступного общественного транспорта, безопасные дороги, здоровые улицы («подход, который будет стимулировать людей выбирать здоровые способы перемещения»), а также дальнейшая цифровизация транспорта и последующее развитие новых способов передвижения.

Джайдип Шри, директор департамента Министерства жилищного строительства и урбанизации Республики Индия, рассказал о транспортной инфраструктуре как составляющей городского развития и об основных подходах к использованию альтернативных источников финансирования в интересах городов Индии. 

Спикер привел статистические данные, согласно которым население стран БРИКС составляет 42% населения мира. На эту группу стран приходится 23% мирового ВВП. Джайдип Шри также обратил внимание на то, что страны БРИКС находятся на разных этапах урбанизации: в частности, если в городах Бразилии живет 90% населения, то в Индии этот показатель равен 35%.

«Признавая необходимость предоставить гражданам городских центров Индии доступ к безопасному и надежному общественному транспорту, Министерство [жилищного строительства и урбанизации Республики Индия] запустило несколько крупномасштабных проектов. Акцентируется внимание на развитии внутригородского транспорта за счет использования метро и монорельсового транспорта, в то же время улучшается и междугородные транспортные возможности за счет использования региональной сети скоростного транспорта», – поделился Джайдип Шри.

По его словам, с целью обеспечения бесшовного перемещения на общественном транспорте и сокращения зависимости граждан от личного транспорта в Индии действует программа «Одна страна – одна карта». В городах с населением свыше 100 тыс. человек Министерство жилищного строительства и урбанизации реализует программу безмоторного транспорта, развивает сеть велосипедных дорожек, пешеходных зон для сокращения углеродного следа.

«С учетом того, что рассматриваются возможности пересмотра существующей парадигмы о развитии городского транспорта, при планировании следующего поколения городов должна быть поставлена органами управления, государственными органами и городской администрацией задача переориентироваться при развитии транспортной системы благодаря использованию инновационных решений. Решая проблему городской мобильности, нужно не только перестраивать мышление, но и ориентироваться в первую очередь на клиентоориентированный подход. Вступая в дискуссию о моделировании систем управления общественным транспортом для городов следующего поколения, [отмечу, что] города должны взаимодействовать при развитии мультимодального транспорта со всеми заинтересованными лицами», – считает Джайдип Шри.

В рамках своего выступления он также отметил, что «Индия готова взаимодействовать с партнерами БРИКС для достижения общих целей».

Сессия «Транспортная инфраструктура как составляющая городского развития» в рамках Традиционного форума БРИКС по вопросам урбанизации. Фотохост-агентство brics-russia2020.ru

Павел Пузанов, директор Агентства по привлечению инвестиций Амурской области, поднял тему развития городской инфраструктуры на примере конкретного города – Благовещенска, а также продемонстрировал возможности взаимодействия двух приграничных территорий в рамках создания современной транспортной инфраструктуры.

По словам спикера, Благовещенск (столица Амурской области) является единственным в России административным центром на государственной границе с КНР. Город расположен в месте слияния двух рек – Амура и Зеи, напротив китайского города Хэйхэ.

«На территории совместно с китайской стороной осуществляется ряд международных транспортных проектов. В непосредственной близости от города завершено строительство трансграничного автодорожного моста, дан старт строительству первой в мире канатной дороги, связывающей два государства. Данные объекты будут встроены в транспортную систему двух приграничных территорий. Мы делаем ставку на развитие инфраструктуры и в первую очередь на развитие наших городов, развитие туризма <…>. Формируются предпосылки для создания двух приграничных агломераций на берегах Амура, или реки Хэйлунцзян, которые будут находиться в прямой транспортной, деловой и туристической связанности», – обратил внимание Павел Пузанов.

Исинь Чжао, старший инженер в статусе профессора, директор Института городского транспорта Китайской академии городского планирования и дизайна Министерства жилья, городского и сельского развития КНР, рассказал о текущем статусе развития транспортной системы в Китае.

По словам спикера, с 1978 по 2018 годы Китай уделял большое внимание развитию транспортной инфраструктуры и увеличению инвестиций по данному направлению. Так, за этот период вложения в автомобильные и «мостовые» перевозки выросли в 2387 раз, а в железнодорожные – в 3360 раз. Протяженность городского дорожного полотна увеличилась с 27 тыс. км до 432,2 тыс. км. Такой показатель, как площадь дорог на одного человека, вырос с 2,93 кв. м до 16,7 кв. м. Протяженность железнодорожного сообщения увеличилась с 23 км до 5141 км. К концу 2018 года насчитывалось 34 города с железнодорожным транзитом. Количество автобусов выросло с 25,8 тыс. до 673,4 тыс., при этом движение более половины автобусов основано на новых источниках энергии. 

Исинь Чжао поделился, что современными вызовами для многих китайских городов являются пробки на дорогах, трудности с парковкой, занятые велосипедные дорожки и прерывающееся пешеходное движение.

Преодоление существующих вызов, по мнению спикера, связано с решением следующих задач: 

1. Уважение законов развития городов и улучшение координации между городским транспортом и городской средой;

2. Реагирование на требования городского развития, обеспечение приоритета общественного транспорта;

3. Совершенствование разработок и исследований в области «умной» транспортной инфраструктуры, а также повышение уровня интеллектуальности городской инфраструктуры;

4. Формирование «зеленой» транспортной системы, развитие пешеходных и велосипедных способов передвижения;

5. Понимание предела предложения и совершенствование управления транспортным спросом.

Подробнее останавливаясь на третьем пункте, Исинь Чжао отметил в своей презентации: «Основываясь на таких новых технологиях, как искусственный интеллект, большие данные, облачные вычисления, города могут построить городскую транспортную платформу больших данных и сформулировать интеллектуальную транспортную политику в части установки зарядных устройств для электромобилей и другой “умной” транспортной инфраструктуры».

Олег Тони, заместитель генерального директора ОАО «РЖД», начальник Центра по развитию Центрального и Санкт-Петербургского транспортных узлов, выступил с докладом «Железнодорожный транспорт как фундамент развития агломерации», рассказав о таких значимых для развития транспортной инфраструктуры проектах, как Московское центральное кольцо (МЦК) и Московские центральные диаметры (МЦД).

«Ключевая роль в социальном и экономическом развитии принадлежит крупнейшим городам и агломерациям. Уже звучало, что транспортная проблема с развитием городов – это проблема номер один. Железнодорожный транспорт – мы уже привыкли, что это экологически чистый, экономически эффективный, энергоэффективный транспорт. Но что такое городская электричка? Первый опыт, который мы имеем в московской агломерации, – это проект [Московское центральное кольцо], который мы реализовали совместно с Правительством Москвы, Правительством Московской области и Правительством Российской Федерации», – сообщил Олег Тони.

По его словам, сегодня МЦК, представляя собой «новейшую железнодорожную инфраструктуру, безбарьерную среду», перевозит до полумиллиона пассажиров в день. Ранее эта инфраструктура использовалась в основном для грузовых перевозок и не была электрофицирована.

Данный проект послужил «каркасом» для развития транспортной системы города в целом, интеграции городского и железнодорожного транспорта, считает Олег Тони.

Следующим шагом в рамках проекта стало создание Московских центральных диаметров. «Основная задача [МЦД] – подхватить человека в какой-то части Московской области и без пересадки провезти его через центр города, позволить выйти в другой части Московской области за минимальный промежуток времени», – поделился спикер. МЦД-1 и МЦД-2 уже построены, ввод в эксплуатацию инфраструктуры МЦД-3 и МЦД-4 намечен на 2023 и 2024 годы.

Как сообщил Олег Тони, в данный момент ОАО «РЖД» работает с Правительством Санкт-Петербурга и Правительством Ленинградской области над подобным проектом развития Санкт-Петербургского транспортного узла.

Сессия «Транспортная инфраструктура как составляющая городского развития» в рамках Традиционного форума БРИКС по вопросам урбанизации. Фотохост-агентство brics-russia2020.ru

По завершении докладов Егор Шитов поблагодарил спикеров за участие в сессии Традиционного форума БРИКС по вопросам урбанизации.

«Надеюсь, что результаты настоящего форума послужат хорошим стартом и, я бы даже сказал, трамплином для формирования и реализации новых международных инициатив совместно с нашими зарубежными партнерами и коллегами», – подытожил модератор сессии.


10.09.2020