ЦК НТИ по большим данным МГУ провел сессию на тему корпоративного форсайта в рамках форума «Цифровизация-2020»

24 сентября МГУ имени М.В. Ломоносова приступил к проведению онлайн-мероприятий III Всероссийского научно-практического форума с международным участием «Цифровизация-2020», который стартовал с круглого стола «Корпоративный форсайт: поиск ответа на новые вызовы». Организаторами круглого стола выступили Центр компетенций НТИ по большим данным на базе МГУ и Клуб директоров по науке и инновациям (iR&Dclub). 

Эксперты круглого стола обсудили возможности использования методологии форсайта в практической деятельности государственных органов и компаний, а также обменялись опытом применения данных методологических подходов в России, их адаптации к потребностям таких ведущих компаний, как ПАО «Аэрофлот», ПАО «Газпром» и ОАО «РЖД».

В рамках круглого стола к участникам форума «Цифровизация-2020» с приветственным словом обратился председатель организационного и программного комитетов события, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова академик Виктор Садовничий.

«Нынешний кризис продемонстрировал возможности цифровых технологий при встрече человечества с тем, что сейчас называют “черным лебедем” – труднопредсказуемым и редким явлением, которое имеет значительные последствия. В нашем случае это оказалась пандемия, для которой были мобилизованы всевозможные ресурсы работы с большими данными, искусственным интеллектом, робототехникой и многими другими достижениями науки и техники», – сообщил Виктор Садовничий. В частности, COVID-19 спровоцировал рост использования интернета, онлайн-магазинов, сервисов доставки еды, платформ для дистанционной коммуникации.

Отдельно ректор МГУ отметил влияние пандемии на образовательную систему. «Московский университет, как и вся российская школа, смог вписаться в новые условия. Конечно, с переходом на дистанционный режим работы серьезно выросла нагрузка на студентов и на преподавателей, которым ускоренно пришлось осваивать методы и технологии онлайн-обучения. Но в итоге система образования благодаря цифровым технологиям получила новый импульс, приобрела новое качество», – обратил внимание Виктор Садовничий.

Ректором Московского университета была подчеркнута актуальность проведения круглого стола «Корпоративный форсайт: поиск ответа на новые вызовы». «В целом, кажется, что мы, человечество, взяли ситуацию под контроль, без цифровых технологий это было бы невозможно, однако все-таки трудно сказать, что ждет нас впереди. Для этого и нужны инструменты прогнозирования, которые помогают строить сценарии будущего. В июньском докладе 2020 года “Стратегический форсайт в условиях кризиса COVID-19 и после него” Организация экономического сотрудничества и развития отметила важность форсайт-мероприятий, работы с профессионалами в области стратегического прогнозирования. С этой точки зрения, сегодняшнее наше мероприятие весьма своевременно», – сообщил Виктор Садовничий.

«Технологии, и особенно цифровые технологии, – это тот ответ общества, который необходим в рамках сложившейся ситуации. Сейчас уже очевидно, что дистанционное взаимодействие, дистанционные форматы и быстрая цифровизация – это не благо, а необходимость», – в ответ на выступление ректора Московского университета заметил Алексей Белошицкий, и. о. директора Центра компетенций НТИ по большим данным на базе МГУ.

«Последние полвека в мире <...> развивается методология форсайта, которая предполагает использование широкого спектра новых методов для оценки вероятностей и возможностей возникновения такого рода событий, с которыми мы столкнулись сейчас», – сообщил Олег Карасев, проректор МГУ, соруководитель направления коммерциализации Центра компетенций НТИ по большим данным на базе МГУ. По словам эксперта, форсайт представляет собой систему методов и организационных механизмов формирования видения «образа будущего» компании и направлений эффективных действий, ориентированных на его достижение, путем совместного использования документальных и экспертных данных с привлечением всех заинтересованных сторон.

«В отличие от бенчмаркинга, который про то, как мы догоняем кого-то, форсайт – это попытка заглянуть вперед», – добавил Алексей Филимонов, руководитель Клуба директоров по науке и инновациям (iR&Dclub).

В своем выступлении «Форсайт для компаний с госучастием» Олег Карасев рассказал о методических основах, практических подходах и ожидаемых результатах форсайт-исследований.

По словам Олега Карасева, для того чтобы систематизировать существующие подходы к проведению форсайта, накопленные как в теории, так и в мировой практике, учесть те позитивные наработки, которые сложились в ведущих российских компаниях, был разработан документ «Методические рекомендации по использованию инструментов технологического прогнозирования (форсайта)». Этот документ создавался согласно поручению от 25 октября 2019 года Межведомственной комиссии по технологическому развитию при Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России. 1 июня 2020 года Рекомендации были одобрены Межведомственной рабочей группой по технологическому развитию.

«В обсуждении документа участвовало большое количество российских компаний и федеральных органов государственного управления», – отметил Олег Карасев. Девять организаций, в числе которых Минэкономразвития России, Клуб директоров по науке и инновациям (iR&Dclub), известные исследовательские центры в сфере прогнозирования и форсайта (в частности, МГУ), а также ряд компаний, использующих такие методы в своей практической деятельности (включая, например, ПАО «Аэрофлот», ПАО «Ростелеком»), стали участниками рабочей группы. Более 20 компаний, пять федеральных органов исполнительной власти приняли участие в обсуждении и согласовании этого документа.

Документ, как считает Олег Карасев, позволил обобщить накопленный опыт и сформировать принципы, которым предлагается следовать при проведении форсайта. Среди таких принципов: комплексность методов (применение качественных, количественных и партисипативных методов), регулярность (не реже одного раза в 3-5 лет), преемственность (последующий форсайт учитывает результаты предыдущего), а также долгосрочный горизонт планирования (прогнозирование на период не менее 10 лет). Цели форсайта заключаются в формировании «образа будущего»; определении долгосрочных приоритетов, обеспечивающих высокий уровень конкурентоспособности; разработке сценариев достижения «образа будущего»; определении компетенций, ресурсов и направлений развития для достижения «образа будущего»; актуализации целей, задач и ключевых положений программы инновационного развития.

Отвечая на вопрос о компетенциях МГУ в области форсайт-исследований и долгосрочного прогнозирования, Олег Карасев рассказал: «В Московском университете школа прогнозирования существует уже достаточно давно, существуют профильные кафедры, которые занимаются исследованием как инструментальных методов прогнозных расчетов, так и формированием концептуальных подходов к прогнозированию <...>. Московский университет применяет эти и другие разработки при реализации таких проектов, как разработка и сопровождение программ инновационного развития. Мы сотрудничаем с рядом крупных российских компаний, в том числе с компанией “Аэрофлот”, “РЖД”, с компаниями Группы “Газпром”».

Андрей Полозов-Яблонский, советник генерального директора – руководитель инновационного направления ПАО «Аэрофлот», выступил с докладом «Форсайт-исследование: цели и задачи».

Спикер упомянул о проведенном совместно с МГУ исследовании, в котором применялся такой инструмент краткосрочного планирования, как технологический бенчмаркинг (сопоставление уровня технологического развития с компаниями-аналогами). Целью данного исследования было определение точек роста компании, а после – их преобразование в инновационные проекты.

«Кроме того, что компания [ПАО «Аэрофлот»] получила интересные результаты (и здесь спасибо коллективу ученых Московского государственного университета, которые проводили данное исследование, оно получилось очень основательным) <...>, эта работа, проводимая во всех компаниях с госучастием, способствовала опять же и наработке научного российского потенциала в части проведения подобного рода исследований», – отметил Андрей Полозов-Яблонский.

Переходя к описанию форсайт-исследований, позволяющих заранее выявить необходимые заделы, цели, задачи и ресурсы для опережения общеотраслевой практики, спикер обратил внимание на то, что необходимо искать формы и способы доведения важности и целесообразности использования данного инструмента долгосрочного планирования.

Александр Алексеев, директор Центра методологии корпоративного управления ООО «НИИгазэкономика», рассказал об опыте разработки и применения методики проведения корпоративного технологического форсайта в ПАО «Газпром». 

«Когда мы стали смотреть на какие-то прикладные моменты, то есть на готовый состав работ по проведению форсайт-исследований на корпоративном уровне и в части технологии, когда мы стали смотреть на те наборы инструментов, которые используются в форсайтах, оказалось, что здесь все не так прозрачно, как хотелось бы <...>. Мы были вынуждены (кстати, хочется отметить и вклад МГУ) совместно с МГУ разрабатывать данный методический аппарат. Мы пошли по относительно классическому пути для форсайт-исследований – с применением предварительного форсайта, основной части, связанной с опросом экспертов, проведением экспертных панелей и уже с итоговым моделированием и представлением результатов», – поделился Александр Алексеев.

В результате данной деятельности компанией была разработана методология форсайт-исследования, собрана база из 727 экспертов, сформирован «образ будущего ТЭК», выявлены ключевые тенденции, создан реестр технологий, а также проведено их ранжирование по направлениям исследований.

Заместитель начальника Центра инновационного развития ОАО «РЖД» Андрей Тулупов выступил с докладом «О роли форсайт-исследования в системе стратегического планирования инновационной деятельности холдинга “РЖД”». Форсайт входит в данную систему в качестве инструмента долгосрочного прогнозирования. В текущий момент (и до 2021 года) впервые проводится форсайт развития компании до 2050 года с целью проектирования технологического развития холдинга, выявления, экспертной оценки и анализа стратегически важных направлений научно-технологического развития, а также определения предпочтительных вариантов развития.

Спикер упомянул о сотрудничестве с Московским университетом в рамках данного исследования. «Интегратором у нас является компания “Иннопрактика”. Есть фронт работ, которые делает МГУ, есть фронт работ, которые делает ЦСР, есть фронт работ, которые делает ВШЭ и ряд других привлеченных экспертов. Как уже коллеги сказали, экспертиза – это крайне важно», – подчеркнул Андрей Тулупов.

Результаты форсайт-исследования ОАО «РЖД» планируется использовать для подготовки стратегий и программ развития холдинга, создания предложений в рамках разработки и обновления Транспортной стратегии РФ и других государственных стратегических документов, а также для формирования видения и целей 2050 года, основанных на политике железнодорожной системы (что необходимо сделать), технологиях (разработка инструментов, позволяющих это сделать) и предоставлении услуг (то, что видит клиент железной дороги).

В рамках разработки форсайт-исследования уже проведен этап выявления основных стратегических трендов до 2050 года, включавший кабинетные исследования и «Панель гениев». Последняя представляла собой мероприятие с привлечением ведущих экспертов-стратегов. На финальном этапе форсайт-исследования, целью которого является проектирование направлений технологического развития холдинга «РЖД» до 2050 года, благодаря выяленным на предыдущих этапах трендам и тенденциям запланировано сформировать технологические дорожные карты.

На последовавшей за докладами дискуссии Юлия Шитова, руководитель направления стратегического консалтинга Центра компетенций НТИ по большим данным на базе МГУ, подняла вопрос об актуальностипроведения отраслевых форсайт-исследований, например, для транспортного сектора в целом (с учетом участия представителей крупнейших транспортных компаний).

Заместитель руководителя Центра инновационного развития ОАО «РЖД» Александр Зажигалкин подчеркнул, что потребность в подобном исследовании есть, однако для его осуществления потребуется координатор в лице государственного органа, института развития либо отраслевой ассоциации.

«Было бы очень неплохо, если бы какой-то авторитетный орган выступил бы координатором. В целом, вижу потребность в таком более широком форсайте, где обобщаются результаты отдельных корпоративных форсайтови в итоге более объективно формулируются тренды развития. МГУ на данном этапе мог бы выступить таким координатором», – поделился своим мнением эксперт. 


29.09.2020