Специалисты Центра компетенций НТИ по большим данным МГУ выступили на круглом столе о цифровизации госсектора

22 декабря Центр компетенций НТИ по технологиям хранения и анализа больших данных на базе МГУ имени М.В. Ломоносова совместно с ФГБУ «Связист» Минцифры России провели круглый стол «Цифровизация госсектора: GovTech». Мероприятие прошло в рамках III Всероссийского научно-практического форума «Цифровизация-2020».

По словам Антона Привезенцева, директора ФГБУ «Связист» Минцифры России, из-за пандемии COVID-19 многие области управления были вынуждены быстро перейти к «цифровому будущему». «Правительства должны избегать возврата к старому управлению, процессам и тому, как все работало год назад. Государственный сектор должен признать, что цифровая трансформация может обеспечить не только долгосрочную экономию и огромный прирост эффективности, но и улучшить опыт граждан и сотрудников. Оцифровка такого крупного, сложного объекта, как государственный сектор, – это огромная задача для всеобщей трансформации», – обратил внимание спикер.

Модератор мероприятия – руководитель направления развития и международных связей Центра компетенций НТИ по технологиям хранения и анализа больших данных на базе МГУ Мехри Алиев – отметил, что сегодня правительства всего мира сталкиваются с двойным вызовом: с одной стороны, их граждане ожидают все более высоких стандартов обслуживания и хотят иметь возможность взаимодействовать с государством в сети так же легко, как с банками и компаниями, с другой стороны, госсектору необходимо сокращать административные расходы и повышать эффективность различных программ. По словам модератора, на протяжении многих лет электронное правительство вносило основной вклад в решение этих проблем. Тем не менее во многих странах потенциал к трансформации и настоящей оцифровке услуг часто остается нереализованным.

Лидеры в области электронного правительства приступили к следующему этапу трансформации услуг, который часто называют цифровым правительством. «Основываясь на инвестициях и преобразованиях, сделанных на ранних этапах электронного правительства, эта трансформация предусматривает полностью цифровые услуги от начала и до конца, при этом правительственные процессы будут управляться данными, а не документами», – пояснил Мехри Алиев.

«В последние годы Россия добилась значительных успехов в реализации существующей стратегии по предоставлению цифровых услуг. Прогресс включает создание многофункциональных центров и единого портала, инфраструктуры для связи различных госучреждений, национальных баз данных, внедрение таких общих услуг, как система идентификации, аутентификации и платежей. Тем не менее мы не достигли уровня использования технологий в госсекторе, раскрывшего бы весь их потенциал. Но я уверен, что мы поступательно подходим к данному результату», – подытожил спикер.

Игорь Терещенко, руководитель направления правовых исследований и юридического сопровождения Центра компетенций НТИ по технологиям хранения и анализа больших данных на базе МГУ, в своем выступлении осветил некоторые аспекты цифровизации юридической деятельности.

Спикер описал, каким образом может быть автоматизирована работа юриста. Например, на помощь ему сегодня приходят конструкторы договоров, сервисы по автоматизированному ведению реестра доверенностей и сортировке корреспонденции, внутри компаний создаются библиотеки знаний, автоматически дающие заключения и консультации в ответ на вопросы сотрудников. Ускорению процессов также способствует автоматизация внешнеэкономической деятельности и проектно-изыскательских работ.

К целям применения LegalTech в государственном управлении относятся, во-первых, построение прозрачных процессов при администрировании, их отслеживание в онлайн-режиме независимо от местонахождения сотрудников, во-вторых, минимизация ошибок, возникших вследствие человеческого фактора, в-третьих, синхронизация действий различных государственных органов, взаимодействующих в рамках одного проекта, во избежание дублирования функций.

Игорь Терещенко также перечислил предпосылки автоматизации юридической функции, среди которых: исключение ручного учета дел и документов в работе, автоматизированное формирование статистики, обеспечение непрерывности обмена документами и информацией в рамках горизонтальных и вертикальных административных связей, а также расширение доступности информации о делах.

По словам спикера, существуют и барьеры для автоматизации юридических процессов в государственном аппарате: переуплотненная структура отдельных государственных органов, завышенные ожидания от автоматизации, неправильная оценка ее задач, запутанность административных связей и процессов, сопротивление сотрудников, а также отсутствие актуальной информации о трендах и решениях в области цифровизации госсектора.

В зависимости от своих потребностей организации выбирают различные инструменты автоматизации, среди них встречаются следующие: система электронного документооборота (СЭД), Access, Outlook, SRM и различные конструкторы договоров. Собственные разработки в данной области обеспечивают взаимодействие во внутреннем контуре, их можно интегрировать с уже имеющимися в организации системами. При этом готовые продукты и решения связаны со взаимодействием во внешнем контуре, где необходимо уделить особое внимание информационной безопасности.

В частности, СЭД активно развивается в Московском университете. «Это обширный процесс автоматизации делопроизводства, который набирает обороты с каждым годом и актуален в связи с удаленной работой», – подчеркнул Игорь Терещенко.

По его словам, российский государственный сектор имеет хорошие возможности и предпосылки для внедрения современных продуктов в сфере LegalTech.

Роман Смирнов, руководитель направления информационных технологий и Data Science Центра компетенций НТИ по технологиям хранения и анализа больших данных на базе МГУ, представил разработанный специалистами Центра LegalTech-сервис – правового помощника для предпринимателей. Решение было признано лучшим на недавно прошедшем конкурсе «Лидеры цифровой трансформации».

По словам спикера, «умная» программа на основании переписки с пользователем формирует простой и верный ответ на правовые вопросы. Алгоритм работы помощника предполагает, что сначала распознается входящий запрос, затем запрашивается необходимая информация (в том числе документы по определенному перечню с проверкой их содержания), после на основе полученных сведений автоматически формируется проект ответного документа с возможностью оценки правовых рисков.

Решение специалистов Центра апробировано на примере коммуникации Росреестра и предпринимателей, получивших от ведомства отказы или приостановления запросов. Определяя тему обращения предпринимателя, проверяя наличие отказа Росреестра и распознавая причины случившегося, сервис запрашивает и анализирует необходимые документы (как правило, они представлены в графическом формате), проверяет их комплектность и устанавливает наличие проблем, после чего формирует рекомендации по их устранению и автоматически заполняет заявление для повторного обращения в Росреестр. Если проверка комплекта документов не подтверждает основания отказа или приостановления запроса, то система готовит форму с жалобой в ведомство.

«Такая автоматизация оказывает значительный эффект на решение типовых проблем. Мы знаем про принцип 80/20: 80% результата достигается за счет 20% усилий. Примерно то же самое мы видим здесь: 80% ошибок, которые люди совершают в документах при обращении куда-либо, довольно легко можно находить с помощью автоматизации, можно проверять их наличие или отсутствие, делать на основании этого рекомендации», – обратил внимание Роман Смирнов.

Он также описал лежащие в основе решения современные технологии, среди которых нейронные сети, машинное обучение, обработка текстов на естественном языке (NLP).

Выступление Дарьи Двинских, директора Центра междисциплинарных исследований Института государственного и муниципального управления НИУ «Высшая школа экономики», было посвящено теме «Крипторубль без ложных ожиданий: где мы получим выгоды от денег на блокчейн». Спикер привела статистику, согласно которой доля безналичных платежей в России за последние три года выросла с 39% до 70%.

«Крипторубль – это такие же безналичные деньги, как те, которые мы сейчас имеем, но основанные на блокчейне и надежном криптошифровании», – поделилась Дарья Двинских.

Она привела такие ожидания от внедрения крипторубля, как 1) увеличение финансовой доступности (возрастание скорости и простоты операций); 2) контроль за финансовыми операциями (возможность обращения к их истории благодаря блокчейну); 3) работа на международной арене (обеспечение стабильности трансграничных платежей, возможность отхода от системы SWIFT); 4) блокчейн как источник инноваций. По мнению спикера, в текущих политических условиях настоящий прорыв возможен в рамках третьего ожидания.

Эльвира Талапина, ведущий научный сотрудник Центра технологий государственного управления Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, выступила с докладом на тему «Блокчейн в государственном управлении: точка зрения юриста». По словам спикера, «целью использования технологии распределенных реестров в госуправлении является надежное децентрализованное (в нескольких местах распределенной системы) хранение данных с целью их последующей передачи и использования». Применение блокчейна возможно в рамках реестра актов гражданского состояния, реестра юридических и физических лиц, личных данных (паспорт, учетная карта избирателя, водительские права), налоговой информации (налог на прибыль, недвижимость и другое движимое имущество). Эльвира Талапина также описала правовые риски внедрения блокчейна в госсекторе и способы их минимизации.


23.12.2020