Алексей Белошицкий: «Чем дальше будут развиваться технологии, тем большей будет потребность в форсайт-исследованиях»

28 апреля представители Центра компетенций НТИ по технологиям хранения и анализа больших данных на базе МГУ – исполнительный директор Алексей Белошицкий и руководитель направления технологического консалтинга Егор Шитов – выступили с лекцией о таком инструменте долгосрочного прогнозирования и планирования, как форсайт. Спикеры, в частности, рассказали об участии Центра в разработке Методических рекомендаций по использованию инструментов технологического прогнозирования (форсайтов).

Выступление состоялось в рамках цикла открытых онлайн-лекций Национальной ассоциации трансфера технологий (НАТТ).

Форсайт – это система методов и организационных механизмов формирования видения «образа будущего» компании и направлений эффективных действий, ориентированных на его достижение, путем совместного использования документальных и экспертных данных с привлечением всех заинтересованных сторон.

По словам Алексея Белошицкого, выделяют три основных этапа построения форсайта:

1. Поиск данных: базы данных, электронные библиотеки, исследования, обзоры, экспертные заключения, патентный и библиометрический анализ, материалы мероприятий научной коммуникации и др.;

2. Моделирование: корреляционно-регрессионный анализ, сценарный анализ, определение приоритетов (Дельфи, критические технологии), вклад новых решений в реализацию приоритетов (кросс-импакт модели), расчет интегральных показателей и др.;

3. Построение дорожных карт на 10+ лет вперед: формирование целевых показателей, выявление «точек роста», варианты управления полным жизненным циклом проектов, определение способов реализации приоритетов (необходимые мероприятия, ресурсы).

«Форсайт – это долгосрочное технологическое прогнозирование. Первоначально мы собираем исходную информацию, ее моделируем, на основе этого делаем сценарии, отсюда выделяем точки роста (где мы в этих сценариях, как нам под них адаптироваться), формируем видение и конкретные приоритеты. Дальше мы уже внутри приоритетов выбираем наиболее важные (куда на конкретном этапе нам идти). После мы меняем систему и опускаемся на уровень дорожных карт (что конкретно и где надо делать, в какие технологии инвестировать, как инвестировать, как строить эту систему и как делать ее эффективной), чтобы поэтапно прийти к намеченному “образу будущего”», – рассказал Алексей Белошицкий.

По словам Егора Шитова, внешними потребителями результатов форсайта могут быть органы государственного и муниципального управления, а также неправительственные организации (отраслевые ассоциации, производственные предприятия, научные организации и т. д.). Внутренними потребителями – структурные подразделения организаций, дочерние компании.

Корпоративный форсайт используется как в базовых секторах экономики (особенно капиталоинтенсивных), так и в новых секторах экономики с высоким уровнем технологической конкуренции. «Есть базовые сектора экономики, есть новые сектора экономики, причины вложений бывают разными, но, так или иначе, они служат одной простой цели – это принятие инвестиционных решений», – отметил Алексей Белошицкий.

Рассказывая о зарубежном и российском опыте корпоративного форсайта, спикер упомянул, что в системе стратегического планирования компании форсайт может быть отдельным документом либо частью ключевого стратегического документа (программы инновационного развития, долгосрочной программы развития, стратегии и т. п.). В России, как правило, более распространен второй вариант.

«По результатам проведения форсайта компаниям рекомендуется скорректировать свои программные документы (в частности, программу инвестиционного развития) и перейти к разработке инструмента декомпозиции верхнего уровня – конкретному плану мероприятий, то есть дорожным картам», – сообщил Егор Шитов. По его словам, дорожные карты, являясь инструментом долгосрочного планирования, могут использоваться в рамках краткосрочной и среднесрочной деятельности.

«Мы можем на верхнем уровне все что угодно провозгласить, но если у нас нет четкой декомпозиции верхнего уровня на этапы принятия решений, скорее всего, это останется просто на уровне заявлений… Главная задача форсайта – декомпозиция в конкретную дорожную карту, в конкретные мероприятия с конкретными поручениями конкретным департаментам», – заявил Алексей Белошицкий.

Форсайт взаимосвязан со внутригосударственной системой научно-технологического развития. «Форсайт не существует в вакууме. Есть полноценная система научно-технологического мониторинга и прогнозирования, которая создана в России благодаря системе функционирующих документов. На нее мы должны опираться, в соответствии с ней существует форсайт», – поделился Алексей Белошицкий.

Для того чтобы систематизировать существующие подходы к проведению форсайта, накопленные как в теории, так и в мировой практике, учесть те позитивные наработки, которые сложились в ведущих российских компаниях, были разработаны Методические рекомендации по использованию инструментов технологического прогнозирования (форсайтов). Этот документ создавался в 2019 году согласно поручению Межведомственной комиссии по технологическому развитию при Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России. 1 июня 2020 года Методические рекомендации были одобрены Межведомственной рабочей группой по технологическому развитию.

В разработке документа принял участие Московский университет (в частности, Центр компетенций НТИ по технологиям хранения и анализа больших данных). «Участниками разработки также стали Министерство экономического развития, Клуб iR&D-директоров, Высшая школа экономики, “Аэрофлот”, “Ростелеком”, Объединенная двигателестроительная корпорация, ВЭБ.РФ, Elsevier. В рамках нашей работы мы разработали проект Методических рекомендаций, которые впоследствии согласовали с различными федеральными органами исполнительной власти, также в этой деятельности приняли участие 23 компании с государственным участием», – рассказал Егор Шитов.

«Форсайт встраивается в национальную систему научно-технологического развития не как отдельный блок или фактор, а как вещь, которая начинает постепенно системно вводиться на уровне отраслей, государственных компаний (первоначально как Методические рекомендации, а впоследствии, думаю, как полноценная система). Это позволяет хорошо декомпозировать форсайт», – считает Алексей Белошицкий.

«Форсайт, как инструмент стратегического планирования, должен стать связующим звеном государственного национального планирования и приоритетов самих отраслей и организаций», – добавил Егор Шитов.

Он также назвал принципы, которые рекомендуется применять компаниям с госучастием при проведении форсайта: комплексность методов (применение качественных, количественных и партисипативных методов), регулярность (актуализация результатов форсайта не реже раза в 3–5 лет), преемственность (последующий форсайт учитывает результаты предыдущего), долгосрочный горизонт планирования (прогнозирование на период не менее 10 лет).

Егор Шитов подчеркнул, что при проведении форсайт-исследования необходимо активно использовать детальный анализ факторов как со стороны спроса, так и со стороны предложения: «Только тогда нам удастся прийти к видению “образа будущего”, учитывающему контекст социально-экономической системы в целом и ее специфики, только тогда мы действительно сможем трансформировать нашу организацию, бизнес-модель, направления, виды деятельности, чтобы они были конкурентоспособными, чтобы они находили спрос».

«Чем дальше будут развиваться технологии, чем быстрее будут встраиваться новые стеки технологий, тем большей будет потребность в форсайт-исследованиях. Если раньше компании могли зависеть непосредственно от технологий своей отрасли, то благодаря цифровизации, Индустрии 4.0, которую мы видим уже на наших улицах, компании не могут зависеть только от внутриотраслевых технологий, им нужно погружаться все глубже в то, что происходит, и смотреть вовне», – подытожил Алексей Белошицкий.


04.05.2021