Эксперты РЖД и Центра НТИ МГУ рассказали об опыте анализа технологических трендов

1 июля 2021 года Национальная ассоциация трансфера технологий и Клуб директоров по науке и инновациям провели встречу участников Межведомственной коммуникационной площадки по инновационному развитию. В рамках мероприятия заместитель начальника Центра инновационного развития ОАО «РЖД» Андрей Тулупов и руководитель направления консалтинга и экспертизы Центра компетенций НТИ по большим данным МГУ Егор Шитов рассказали об опыте РЖД в области анализа технологических трендов для принятия управленческих решений.

Напомним, в мае 2021 года Центр компетенций НТИ по большим данным МГУ представил результаты сравнительного анализа холдинга «РЖД» и зарубежных компаний-аналогов по показателям деятельности и применяемым технологиям. В ходе проведенного исследования впервые разработан индекс инновационного развития железнодорожных компаний.

«Выявление технологических трендов позволяет нам сформировать представление о текущем состоянии мировой науки, об уровне развития технологий, определить приоритеты, потенциальные зоны научно-технологического прорыва и на основе этого принять управленческие решения», – сообщил Егор Шитов.

Основными инструментами и методами выявления технологических трендов являются библиометрический анализ, патентный анализ, обзор литературы, анализ временных рядов, анализ стейкхолдеров, мозговой штурм и взаимодействие с экспертным сообществом. «Когда нам необходимо понять, какой сегодня имеется технологический ландшафт, какие у него перспективы, лучше всего не останавливаться на каком-то одном из данных инструментов и методов, но использовать их в совокупности. Чтобы сохранять свои конкурентные позиции, компания должна проводить мониторинг технологических трендов на регулярной основе», – отметил Егор Шитов.

Сегодня становится возможным автоматизировать процесс научно-технологической разведки благодаря технологиям искусственного интеллекта и больших данных. В частности, команда Центра компетенций НТИ по большим данным МГУ разрабатывает подобное решение, архитектура которого включает три подсистемы:

1. Первичный сбор данных из различных источников (в том числе с помощью обработки естественного языка, или NLP);

2. Обработка статистических данных и извлечение инсайтов (в том числе благодаря кластеризации, прогнозированию временных рядов с построением модели машинного обучения);

3. Визуализация результатов анализа.

Также на основе источников, благодаря анализу которых осуществляется сбор данных, выделяются три уровня заделов:

1. Научный задел (на основе научных публикаций);

2. Технологический задел (на основе патентов);

3. Бизнес-задел (на основе закупок/тендеров, стартапов, вакансий).

После определения перечня трендов проводится углубленное исследование каждого из них. Для этого применяются такие инструменты углубленного анализа, как анализ перекрестных связей, импакт-анализ, технологические радары, экспертные сессии, экономико-математическое моделирование и сценарный анализ.

Далее результаты исследования верифицируются внутри компании – в основном в рамках экспертных сессий, где оценивается целесообразность внедрения того или иного решения. «Например, верификация результатов сопоставления холдинга “РЖД” и зарубежных компаний-аналогов по показателям деятельности и применяемым технологиям была проведена на восьми экспертных сессиях с представителями холдинга “РЖД”, а также на заседании правления компании», – рассказал Андрей Тулупов.

Бенчмаркинг – универсальный исследовательский инструмент, помогающий комплексно проанализировать деятельность компаний и выявить приоритеты научно-технологического и инновационного развития в кратко- и среднесрочном горизонте. В рамках бенчмаркинга, проведенного с привлечением Центра компетенций НТИ по большим данным МГУ в 2020-2021 гг., ОАО «РЖД» было сопоставлено с 99 зарубежными компаниями-аналогами по 240 показателям деятельности и 100 применяемым технологиям.

«Мы берем практически весь мир, анализируем по тем технологиям, темам, которые развиваются, сравниваем с собой, экспертно оцениваем с применением различных шкал, о которых в своем выступлении говорил Егор Шитов. Дальше уже принимаем решения, где мы запускаем НИРы, где мы развиваем цифровизацию, где мы можем найти готовые решения, адаптировав их под нужды компании», – поделился Андрей Тулупов.

Знакомство специалистов компании с результатами исследований, по словам Андрея Тулупова, демонстрирует конкретные результаты на горизонте 1,5-2 лет: «Несмотря на то, что РЖД по большинству технологий либо опережает, либо соответствует зарубежным компаниям-лидерам, имеются направления, по которым мы имеем резервы для развития. В 2018 году мы насчитали девять подобных технологий, по четырем из которых, как показал бенчмаркинг в 2020 году, мы достигли паритета с лидерами, по остальным сильно приблизились к текущим лидерам».

Для выявления инновационных трендов, влияющих на железнодорожную отрасль, и определения направлений развития, релевантных для холдинга «РЖД» в горизонте 30 лет, компания впервые проводит форсайт, в рамках которого формируется видение транспортного рынка в 2050 году. Уже состоялись пять экспертных форсайт-сессий, а также две сессии с участием топ-менеджмента компании, результаты которых планируется положить в основу дорожных карт с конкретными планами действий.

Фото: rzd.ru


07.07.2021