Всемирный банк и Минстрой России запустили исследование «Развитие умных городов в России»

18 марта 2021 года в рамках семинара Всемирного банка и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Минстроя России) были описаны основные параметры исследования «Развитие умных городов в России», представлен опыт стран Европы и Азии в области умных городов. Партнером исследования может стать Центр компетенций НТИ по технологиям хранения и анализа больших данных на базе МГУ, ранее совместно с Минстроем России разработавший индекс цифровизации городского хозяйства «IQ городов» в рамках ведомственного проекта «Умный город». Интеллектуальным партнером исследования уже является Институт развития информационного общества (входит в консорциум на базе Центра компетенций НТИ МГУ). Подробнее – в материале.

Всемирный банк проводит исследование умных городов России, которое направлено на анализ цифровой трансформации российских городов. Исследование включает оценку текущего уровня готовности городов к внедрению новейших подходов и технологий для обеспечения устойчивости к современным вызовам, включая пандемию COVID-2019. Исследование реализуется при поддержке Минстроя России.

В сессии приняли участие международные и российские эксперты, представители городов и организаций-интеллектуальных партнеров.

 Директор и постоянный представитель Всемирного банка в РФ Рено Селигман дал официальный старт началу исследования: «В этом году Всемирный банк проводит исследование “Развитие умных городов в России” при поддержке Министерства строительства и ЖКХ и при активном участии российских городов, тщательно подобранных по рекомендациям Минстроя.

Это исследование ставит несколько важных целей и вопросов. Во-первых, провести высокоуровневый анализ и определить текущий уровень цифровой трансформации российских городов. Во-вторых, выявить ключевые цифровые вызовы, которые стоят перед городами России, в чем заключаются основные проблемы, с чем сталкиваются российские города. В-третьих, определить основные приоритеты развития умных городов России. В-четвертых, представить самые последние передовые мировые тенденции и практики по развитию умных городов: что происходит на передовых рубежах умных городов в других странах, в каком направлении города развиваются, как они отвечают на основные вызовы и приоритеты ковидного 2020 года и как меняется регулирование».

«Мы надеемся, что сегодняшнее мероприятие позволит этот проект [исследование “Развитие умных городов в России”] запустить на очень красивой ноте с участием ведущих международных экспертов, которых мы пригласили», – отметил сомодератор сессии Олег Петровстарший специалист по цифровой трансформации Всемирного банка.

«Думаю, мы действительно получим исследование, которое ответит нам на достаточно интересные вопросы, какие вызовы сейчас стоят перед российскими городами, действительно ли они следуют принципам, заложенным в проекте “Умный город”. Проект существует с 2018 года. Уже три года реализуются мероприятия из стандарта. В проекте участвуют 209 городов России», – поделилась Леля Жвирблис, сомодератор сессии, куратор ведомственного проекта «Умный город» Минстроя России.

Спикер добавила: «Города, которые сегодня выступят, которые сегодня слушают нас, – я не могу сказать, что это лучшие умные города России, это совершенно обычные участники проекта [“Умный город”]. Уверена, что исследование Всемирного банка таким образом покажет настоящую ситуацию, которая сейчас происходит с умными городами России».

Глобальным опытом в области умных городов поделились ведущие международные эксперты Рандип Судан (доклад о будущем умных городов), Чон Сун Хван (доклад о трендах в развитии умных городов и опыте Кореи) и Ким Андреассон (доклад об опыте европейских городов).

 «Когда мы говорим об умных городах будущего, мы имеем в виду, что нам придется использовать данные. Данные, поступающие не только от организаций госсектора, но и от частного сектора. Это позволит нам использовать новые подходы на основе искусственного интеллекта», – обратил внимание Рандип Судан.

Он уверен: «Умным городам необходимо использовать новую, современную инфраструктуру данных и вырабатывать новые компетенции в области использования данных. Недостаточно иметь данные, платформы. Необходимо обладать потенциалом, который позволит администрациям городов эффективно использовать все эти данные, применять все эти передовые технологии так, чтоб они приносили положительные результаты».

Чон Сун Хван считает: «Основная разница между умными и неумными городами в том, что умные города – это не только потребители интеллектуальных инноваций, но и их источники».

Рассказывая об опыте Европы, Ким Андреассон упомянул: «Были определены основные приоритеты построения умных городов и основные проблемы, которые должны быть решены: это отсутствие данных и недостаточное сотрудничество. Именно поэтому Хельсинки и Стокгольм, равно как и другие европейские города, смотрят сегодня на данные, в первую очередь на открытые данные, как на способ преодолеть эти проблемы».

В рамках презентации исследования «Развитие умных городов в России» Эллен Гамильтон, ведущий специалист по развитию городского хозяйства Всемирного банка, поделилась: «Мы пытаемся понять, проанализировать текущее состояние развития умных городов в России, проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, подходы, которые вы используете для решения этих проблем. Мы будем постоянно поддерживать связь с вами, обсуждая, как вы это делаете, и использовать полученную информацию как основу для формирования свода мирового передового опыта. Часть такой информации сегодня уже есть. Мы также заинтересованы в том, чтобы посмотреть, что происходит в более маленьких городах, в сравнении их опыта с опытом схожих городов (опять же в рамках формирования свода передового опыта). Наконец, мы попытаемся выработать ряд рекомендаций».

Планируется, что окончательная версия доклада о цифровой трансформации российских городов будет представлена публично в июне 2021 года.

Отдельно Эллен Гамильтон отметила работу, проведенную Минстроем России и Центром компетенций НТИ по технологиям хранения и анализа больших данных на базе МГУ: «Что мне особенно нравится в России – это та потрясающая работа, которую вы проделали применительно к индексу “IQ городов”. Это отличная отправная точка. Далеко не в каждой стране видишь такие результаты».

Напомним, 3 марта 2020 года Минстрой России представил первый индекс цифровизации городского хозяйства «IQ городов», разработанный совместно с Центром компетенций НТИ МГУ в рамках ведомственного проекта «Умный город». Индекс рассчитывался на основе данных 191 города по итогам 2018 года. Затем был осуществлен аналогичный расчет индекса по данным 209 городов за 2019 год (подробнее о методологии индекса).

По словам Кима Андреассона, в исследовании Всемирного банка изучаются три ключевых направления: 1) основные приоритеты развития умного города; 2) лучшие практики использования цифровых технологий для решения проблем реагирования на чрезвычайные ситуации, устойчивости к современным вызовам, таким как COVID-19; 3) использование данных и искусственного интеллекта для улучшения процесса принятия решений, предоставления услуг и реагирования на современные вызовы.

В рамках следующей части сессии представители Железноводска, Казани, Краснодара и Москвы ответили на следующие вопросы: «Какой основной приоритет в развитии умного города актуален для вашего города?» и «Какой вызов/барьер является наиболее важным для развития вашего умного города?».

Помощь в проведении исследования Всемирному банку оказывают организации-интеллектуальные партнеры, представители которых также прокомментировали приведенные выше вопросы. От лица Федеральной службы государственной статистики (Росстата) выступила руководитель отдела международного информационного обмена Татьяна Бойко, от лица КБ «Стрелка» – руководитель направления «Городское управление» Макс Ивто, от лица Центра стратегических разработок – заместитель руководителя направления «Пространственное развитие» Илья Лагунов, от лица Института развития информационного общества (входит в консорциум на базе Центра компетенций НТИ МГУ) – руководитель дирекции региональных программ Петр Ершов.

«Наш опыт показывает: если на уровне субъекта будет уделяться достаточное внимание проблеме развития умных городов, то у муниципалитетов, на самом деле, гораздо больше шансов на успех при реализации их инициатив», – сообщил Петр Ершов.

Он упомянул и о барьерах при развитии российских умных городов: «Помимо финансового обеспечения, хочется отметить кадровое обеспечение. К сожалению, можно констатировать факт, что на уровне муниципалитетов и готовность жителей использовать сервисы умного города, и квалификация муниципальных служащих оставляют желать лучшего. Местный уровень страдает оттого, что все кадры притягиваются в более крупные центры.

Одним из важных барьеров является проблема синхронизации инициатив муниципалитета и уровня субъекта, потому что и технические, и управленческие решения, которые принимаются на обоих уровнях управления, как правило, одинаковые. Если их вовремя синхронизировать, можно избежать многих проблем».

По словам Петра Ершова, существует также проблема осведомленности населения: «Одна из причин неудач – недостаточная работа с населением на этапе внедрения этих проектов. Перед тем как внедрять их, надо плотно поработать с населением, понять его реальные потребности». «Медленное изменение нормативно-правовой базы тоже сказывается: полдела – внедрить какой-то сервис/решение на уровне муниципалитета, другое дело – обеспечить его адекватной нормативно-правовой базой, которая учитывала бы и интересы граждан, и обеспечивала бы адекватный контроль со стороны муниципалитета», – подытожил Петр Ершов.

Предоставляя слово Дмитрию Ракову, руководителю экспертно-аналитического направления Центра компетенций НТИ по технологиям хранения и анализа больших данных на базе МГУ, модератор сессии Олег Петров отметил: «МГУ видим как возможных партнеров [исследования]».

«Наша команда МГУ по заказу Минстроя является разработчиком методики оценки “IQ городов”. В настоящий момент мы занимаемся актуализацией методики… С нашей стороны одним из ключевых барьеров, наверное, можно назвать пока что неполное понимание, в том числе со стороны населения, зачем вообще нужно городу становиться умным. Внедрение новых технологий (в целом цифровизация) – это только одна из сторон цифровой трансформации городского хозяйства, в то же время важно понимать, что главная цель – сделать функционирование города и его управление более эффективными, обеспечить безопасность и комфорт для граждан. Мы очень рады, что данный барьер уже снижается и данная идеология уже полноценно начинает приниматься городами», – поделился Дмитрий Раков.

«Если говорить о городах России в целом, то еще одним ключевым барьером является финансовое ограничение, но преимущественно, как нам кажется, этот стоп-фактор выражается в соотношении эффектов и затрат, потому что большое количество эффектов от реализации умных городов косвенные, от них сложно увидеть прямой денежный эффект. Но в то же время важно видеть, что с развитием умные города в том числе становятся инвестиционно привлекательными за счет выстраивания эффективных экосистем, партнерств, технологического развития, создания комфортных условий для бизнеса», – добавил Дмитрий Раков.

Никита Уткин, руководитель программ РВК, председатель технического комитета 194 «Кибер-физические системы», уверен: «Те практики, которые прошли удачную апробацию, требуют незамедлительного заложения в те или иные стандарты. Именно этот путь позволит обеспечить высокую эффективность реализации проектов, их совместимость и, главное, масштабируемость».

В мероприятии также приняли участие Татьяна Ершова, генеральный директор Института развития информационного общества, координатор направления развития партнерских отношений Центра компетенций НТИ МГУ, Юрий Хохлов, председатель совета директоров Института развития информационного общества, руководитель проекта «Мониторинг и стандартизация развития и использования технологий хранения и анализа больших данных в цифровой экономике РФ» Центра компетенций НТИ МГУ, и Сергей Афанасьев, ведущий специалист Центра компетенций НТИ МГУ.


24.03.2021