Новости центра
Фильтр по:
3 ноября 2023 г. 16:27
Высокотехнологичные рабочие места: Алексей Белошицкий принял участие в заседании круглого стола в Совете Федерации
Комитет Совета Федерации по экономической политике провел круглый стол на тему «Меры экономического стимулирования создания новых высокотехнологичных рабочих мест». Одним из участников данного мероприятия стал исполнительный директор Центра НТИ по больши…
25 октября 2023 г. 12:10
Учёные Центра НТИ создали систему для проверки защищённости ИИ-систем от кибератак
Учёные Центра хранения и анализа больших данных МГУ разработали сервис для проверки устойчивости ИИ-решений к кибератакам.
13 октября 2023 г. 16:42
Закрытая встреча АгроИнвест Клуба от Россельхозбанка и Сколково
25 октября 2023 года в Москве состоится мероприятие от Россельхозбанка и закрытого АгроИнвест Клуба, посвященное поиску перспективных проектов и направлений в агротехнологиях, нетворкингу профессионального сообщества и поддержке новых технологий, способн…
20 сентября 2023 г. 13:07
Специалисты Московского урбанистического форума провели исследование городской среды в крупнейших мегаполисах мира
Эксперты Аналитического центра АНО «Московский урбанистический форум» совместно с Фондом Росконгресс и МГУ имени М.В.Ломоносова подготовили аналитический отчет, в котором раскрываются вопросы развития городов стран БРИКС. Исследование было проведено спец…
25 августа 2023 г. 14:12
VI Расширенное заседание технического комитета по стандартизации ТК 164 «Искусственный интеллект»
Представитель ЦК НТИ, ответственный секретарь Подкомитета 02 «Данные» Технического комитета по стандартизации 164 «Искусственный интеллект», к.ю.н. Сергей Афанасьев принял участие в VI Расширенном заседании Технического комитета по стандартизации ТК 164 …
Состоялась экспертная сессия о ценности данных под эгидой Всемирного банка
22 января 2021 г. 19:09
20 января 2021 года продолжился онлайн-цикл экспертных сессий по вопросам политики в области данных «Данные как ключевой фактор конкурентоспособности российской экономики». В рамках третьей сессии цикла состоялось экспертное обсуждение на тему «Ценность, приобретаемая благодаря данным». Сессия была организована Всемирным банком совместно с Центром стратегических разработок при поддержке Института развития информационного общества (входит в консорциум на базе Центра компетенций НТИ по технологиям хранения и анализа больших данных МГУ имени М.В. Ломоносова) с целью уточнения положений готовящегося доклада Всемирного банка о политике в области данных в России.
В основе исследования Всемирного банка лежит концептуальная схема анализа национальных политик в области работы с данными ведущих стран мира, состоящая из трех основных компонентов: 1) данные как инфраструктура (политики, предназначенные для обеспечения надежного управления данными); 2) доверие к данным (политики, которые создают и поддерживают доверие к экосистеме данных и связанным с ней учреждениям); 3) ценность данных (политика, которая поощряет и облегчает создание ценности с помощью данных). Последнему компоненту была посвящена дискуссия 20 января: эксперты обсудили, как извлечь дивиденды из данных для социально-экономического развития.
Модераторами дискуссии выступили Олег Петров, ведущий специалист по цифровой трансформации Всемирного банка, и Александр Малахов, руководитель направления «Цифровое развитие» Центра стратегических разработок.
«За последний год Всемирный банк подготовил проект аналитического доклада по политике в области данных в России. Мы общались с представителями государства, науки, частного бизнеса, гражданского общества... Предыдущие беседы принесли нам большое количество очень важных и нужных комментариев. Наша команда сейчас работает над обновлением разделов доклада, которые мы обсуждали ранее. Сегодня мы предлагаем поговорить о том, как данные приносят выгоду, как правительства содействуют этим процессам, какой политики придерживаются и к чему это приводит», – во вступительном слове сообщил Рено Селигманн, директор и постоянный представитель Всемирного банка в Российской Федерации.
«Ключевой вопрос, который нас больше всего интересует, – это как данные могут повлиять на качество жизни населения и деловой среды, глобальную конкурентоспособность страны, экономический рост, борьбу с бедностью. Национальная политика должна способствовать именно тому, чтобы такая ценность данных создавалась, а именно – через цифровые инновации и использование новых технологий… Но здесь мы сталкиваемся с рядом непростых вопросов. Например, вопросами совместного использования данных: как оптимизировать работу с данными и защитить их, когда владельцы данных предоставляют доступ другим… [Возникают] вопросы владения данными: например, если данные об урожае собираются машиной, кому они принадлежат – производителю комбайна, фермеру или владельцу земли? Правительства по всему миру находятся в активной фазе обсуждения того, как оптимизировать все эти процессы. Сюда же относится политика по отношению к цифровым платформам, цифровой промышленности и цифровому бизнесу. В целом важно создать правильные условия для их работы, но не допустить нарушения прав человека или антиконкурентного поведения среди компаний, которые собирают большие объемы данных», – подытожил Рено Селигманн.
«Разделяя ценности о том, что необходимо всеми способами повышать ценность использования данных для пользователей (как бизнеса, государства, так и граждан), считаю, важно было бы… поговорить даже не о фактическом положении дел, а скорее о том, как надо конструировать структуры в тех секторах, которые еще в недостаточной степени цифровизованы…, поговорить о тех данных, которые еще не сформированы и которые, как мы предполагаем, будут расти в ближайшее время. В частности, в докладе уделяется значительное внимание вопросу промышленных данных и данных, которые будут генерироваться за счет формирования платформ в разных секторах», – сообщил президент Центра стратегических разработок Владислав Онищенко.
Эндрю Стотт, один из соавторов доклада, ведущий консультант Всемирного банка по цифровой трансформации, ранее руководитель data.gov.uk, описал, каким образом данные создают ценность с точки зрения государственных услуг (повышение качества предоставляемых услуг, приоритизация ресурсов, подотчетность государственных служащих), производства товаров и услуг (повышение качества, снижение затрат, внедрение инноваций), оптимизации экономики (сопоставление спроса и предложения, снижение барьеров для входа на рынок, снижение трансакционных издержек), развития бизнеса, основанного на данных (платформ, посредников данных, услуг на базе навыков и компетенций).
«Можно извлечь больше ценности из данных, если пользователи могут получить доступ к большему количеству данных – не только своих, но и данных из других источников», – обратил внимание Эндрю Стотт. При этом потоки данных (от создателей данных к пользователю) имеют различные направления: B2B, B2G, G2B и G2G. Каждому из направлений соответствуют определенные механизмы доступа к большому количеству данных.
Ярослав Еферин, консультант Всемирного банка по цифровой трансформации, российский соавтор готовящегося доклада, озвучил предварительные рекомендации в области ценности данных, обращенные национальному правительству. Рекомендации распределены по нескольким блокам: совместное использование данных (B2B, B2G, G2B и G2G), обладание данными, цифровые платформы, цифровизация промышленности, привлечение и развитие цифрового бизнеса, навыки и компетенции. В частности, в рамках блоков, посвященных цифровым платформам и цифровой индустрии, рекомендовано поддерживать разработку стандартов в области данных.
Деклан Дизи, ведущий консультант Всемирного банка по цифровой трансформации, бывший директор DIGIT (Европейская комиссия), рассказал о политике Евросоюза в области работы с данными: «Европейский союз имеет стратегию использования данных на этот год. Она полностью ориентирована на будущее, на создание общеевропейского пространства данных, возможность повторного использования данных государственного и частного секторов, обмен данными и совместное использование данных предприятиями, инвесторами и так далее. Единое европейское пространство данных – это, по сути, такое пространство, которое обеспечивает бесперебойный обмен данными как частного сектора, государственных ведомств, так и науки…, инфраструктуру совместного использования данных, обмен компетенциями, создание соответствующих структур управления и формирование нормативной правовой базы. Все это приоритеты Европейского союза, которые нацелены на зеленое восстановление, и данные здесь будут играть ключевую роль».
По словам Юрия Хохлова, одного из российских соавторов доклада, председателя совета директоров Института развития информационного общества, руководителя проекта «Мониторинг и стандартизация развития и использования технологий хранения и анализа больших данных в цифровой экономике Российской Федерации» Центра компетенций НТИ по большим данным МГУ, принятие Евросоюзом стратегии работы с данными было связано с его значительным отставанием от США и Китая в области работы с персональными данными, а также сосредоточением громадных массивов этих данных у транснациональных корпораций. «Европейский союз озаботился тем, чтобы хотя бы промышленные данные можно было накапливать и извлекать из них дивиденды. России точно так же нужно проактивно формировать свою собственную политику работы с данными», – уверен эксперт.
Как сообщил Деклан Дизи, совместное использование данных сталкивается с определенными барьерами со стороны тех, кто этими данными обладает. Например, существует «синдром удержания данных». Для преодоления таких барьеров необходимо формировать новую культуру, которая будет выгодна как гражданам, так и организациям. «В этом смысле семантическая совместимость, функциональная совместимость данных будут играть первостепенную роль», – обратил внимание Деклан Дизи.
«Вопросы обеспечения семантической интероперабельности и общенациональной системы НСИ [нормативно-справочной информации] в России пока не решены, поэтому, как в ЕС, говорить о едином пространстве данных мы, увы, не можем. Потому [в докладе] и сформулирована рекомендация по разработке и утверждению национальной стратегии работы с данными в Российской Федерации», – поделился в чате конференции Юрий Хохлов.
Представленные в проекте доклада рекомендации далее прокомментировали российские эксперты.
Борис Рабинович, старший управляющий директор департамента управления данными Сбера, поддержал основные выводы доклада: «Хочется подписаться если не под каждым словом, то под большинством слов, которые там написаны». Эксперт также рассказал об опыте Сбера в сфере обмена данными и обратил внимание авторов доклада на следующие вещи: «Создать в одном месте сервис с общедоступными данными, которые стандартизованы (я имею в виду не спорно общедоступные, а реально общедоступные, какие-то общегосударственные справочники, общегосударственные реестры, чтобы любая компания в нашей стране могла подписаться и получить этот сервис) – это уже был бы большой шаг. Мы тратим достаточно большие усилия на то, чтобы интегрироваться с многочисленными источниками, где эти данные лежат».
«[Следующая] проблема, с которой мы сталкиваемся: каждый шаг в этой области, как найти синергию с государством, с коллегами из соседних больших компаний, наталкивается на то, что у нас очень часто связаны руки законодательством и теми трактовками законодательства, которые используют различные регуляторы – или могут использовать (когда мы просто боимся, что можем попасть под что-то). Здесь, безусловно, необходимо работать с “опрозрачиванием” формулировок, законодательства. И здорово, что на уровне государства эту проблему видят и достаточно много инвестируют в ее решение (в том числе с помощью внедрения экспериментального правового режима в Москве)», – добавил Борис Рабинович.
Александр Малахов, руководитель направления «Цифровое развитие» Центра стратегических разработок, будучи согласным с выводами доклада, высказал ряд предложений. Эксперт, в частности, считает, что данные бывают разных видов, отчего не стоит рассматривать их как единое целое. По мнению Александра Малахова, следует также учитывать федеративное устройство России, при котором федеральный, региональный и муниципальный уровни отличаются особенностями регулирования.
«Есть такая характеристика, как потоковый режим изменений, то есть мы постоянно находимся в циклах небольших изменений, которые в целом приводят к достаточно быстрым кардинальным сдвигам. Законодательство уже сейчас не успевает… Более полутора лет – это цикл принятия федерального закона или изменения в федеральный закон… Возможно, стоит говорить не просто о правовом регулировании, а о принципах этики, которые являются основой для дальнейшего правового регулирования. Таким образом мы введем некоторые понятные правила игры. Даже если они не облечены в нормативный правовой акт конкретной силой, можно говорить о том, что есть некоторые принципы, которым государство в том или ином виде все равно будет следовать», – отметил эксперт.
«Искренне поддерживаю сам проект и само направление, хотел бы пожелать, чтобы каких-то конкретных рекомендаций, приоритетов с учетом анализа и мирового экономического [состояния] было бы здесь побольше», – поделился в рамках панельной дискуссии Анатолий Дюбанов, министр цифрового развития и связи Правительства Новосибирской области.
Эльза Ганеева, менеджер по работе с госорганами Microsoft, подтвердила наличие проблемы неэффективного использования данных, которая затронута в докладе. «Что меня больше всего удивляет на данный момент: всего лишь 0,1% всего объема данных являются открытыми данными. А компании используют, анализируют, наверное, 1-2% тех данных, которые у них накоплены. Как правило, большее количество данных просто находится где-то на серверах, лежит, никто не возвращается к их повторному использованию», – сообщила Эльза Ганеева. По ее словам, одна из причин этой проблемы – нехватка специалистов в области аналитики данных, что также отражено в докладе.
Эльза Ганеева предложила авторам расширить рекомендации по этике использования данных (в том числе с точки зрения интеграции таких рекомендаций в законодательство), сформировать требования к практическим решениям государственных органов и непосредственно к поставщикам этих решений на основе принципов прозрачности, безопасности и конфиденциальности, а также пожелать госорганам использовать риск-ориентированный подход к работе с данными и проводить оценку воздействия внедряемых решений.
Михаил Парфентьев, советник по цифровым проектам ПАО «Мегафон», в частности, предложил пристальнее рассмотреть потоки данных в направлениях B2C и C2B, а также для лучшего восприятия рекомендаций проиллюстрировать их бóльшим количеством практических примеров.
Алексей Нейман, исполнительный директор Ассоциации больших данных, сообщил о корректности выводов доклада, добавив: «По разделу B2B не увидели в рекомендациях вопрос отнесения данных к различным специфическим режимам (персональные, тайные и прочие)».
По мнению эксперта, Национальная система управления данными заслуживает упоминания не только в разделе G2G, но и в разделах B2G и G2B.
Дмитрий Тер-Степанов, заместитель генерального директора, директор направления «Нормативное регулирование» организации «Цифровая экономика», также выразил мнение о полезности готовящегося доклада, отметив, что анализ российского опыта и национальные рекомендации могли бы быть более детальными.
«Мне очень понравился ряд акцентов (в частности, про подходы к семантической интероперабельности)… Единственное, что хотел бы отметить: мне кажется, могут звучать намного ярче слова о том, что мы говорим не об отдельных технологиях в вакууме, а о том, как эти технологии взаимодействуют между собой. Именно на бесшовности и связанности взаимодействия всех цифровых технологий, мне кажется, нужно сделать определенный акцент с точки зрения того, чтобы это стало действительно работоспособным, эффективным хоть в нормативно-техническом, хоть в нормативно-правовом разрезе», – поделился мнением Никита Уткин, председатель ТК 194 «Кибер-физические системы».
Саян Доржиев, директор по продажам Gartner, предположил, что в рамках развития доклада может быть использован сценарный подход.
Итоги дискуссии подвел Юрий Хохлов: «Одна из основных рекомендаций заключается в том, что России нужна собственная национальная стратегия работы с данными, а также дорожная карта или план действий по ее реализации. Чем быстрее такая стратегия будет сформулирована и принята, тем будет лучше. Основными целями стратегии должны быть те социально-экономические эффекты, дивиденды, которые достигаются в ходе ее реализации. Очень важно смотреть на работу с данными во всем комплексе сквозных цифровых технологий. Могут сказать, что в России есть национальная стратегия развития искусственного интеллекта, в которой отражена позиция, что технологии искусственного интеллекта опираются на работу с большими данными, но эта стратегия касается только искусственного интеллекта, тогда как другие сквозные цифровые технологии в ней не затронуты».
Юрий Хохлов добавил: «Когда будет начато обсуждение и утверждение национальной стратегии работы с данными, крайне важно привлечь к этому всех основных стейкхолдеров: это не только органы власти, бизнес, но и гражданское общество (в том числе непосредственные пользователи), научно-образовательное сообщество, которое по-своему работает с данными и для которого тоже важно совместно использовать их. В стратегии должны также решаться вопросы владения данными: хотя мы этим термином пользуемся, в нашем законодательстве это понятие до сих не отрегулировано ни на нормативном, ни на техническом уровне, поэтому нам приходится придумывать некие эвфемизмы того, как обладать данными. Это не всегда позволяет инвесторам и крупным компаниям вкладываться в проекты экономики данных, так как существует риск потерять инвестиции».
Авторы доклада поблагодарили экспертов за полезные комментарии, которые будут учтены при доработке доклада. Планируется, что его подготовка будет завершена в ближайший месяц.
В качестве слушателей в мероприятии приняли участие Татьяна Ершова, генеральный директор Института развития информационного общества, координатор направления развития партнерских отношений Центра компетенций НТИ по большим данным МГУ, и Сергей Афанасьев, ведущий специалист Центра.